Размер шрифта: Цвета:

Мониторинг доступности образовательных услуг

Доступность образовательных услуг по программам СПО, профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях (информация представлена по состоянию на 25 мая 2017 года)

В 2016-2017 учебном году в профессиональных образовательных организациях Иркутской области обучается 393 инвалидов. Большая часть из них – инвалиды с соматическими заболеваниями (122 человека); инвалиды с умственными нарушениями (111 человек), лица с нарушением опорно-двигательного аппарата (70 человек); лица с нарушением слуха (54 человека); лица с нарушением зрения (36 человек). Наибольшее число инвалидов обучается в следующих профессиональных образовательных организациях:

ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства» (лица с соматическими заболеваниями, нарушением слуха);

ГБПОУ  ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» (лица с соматическими заболеваниями, нарушением зрения);

ГБПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» (лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха);

ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум» (лица с нарушением интеллекта);

ГБПОУ ИО «Усольский индустриальный техникум» (лица с нарушением интеллекта);

ГБПОУ ИО «Заларинский агро-промышленный техникум» (лица с нарушением интеллекта).

Большая часть лиц с инвалидностью обучается по профессиям: швея, повар, маляр, мастер отделочных строительных работ, мастер по обработке цифровой информации, оператор ЭВМ, оператор швейного оборудования, автомеханик, штукатур, закройщик. Среди специальностей наиболее востребованными являются: дошкольное образование, компьютерные системы и комплексы, программирование в компьютерных системах, экономика и бухгалтерский учет.

Оценка условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Согласно Требованиям к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациям, в том числе в оснащенности образовательного процесса (утв. 26 декабря 2013 года №06-2412вн) в образовательной организации должны быть созданы следующие условия: организационно-нормативное обеспечение (в том числе – локальные нормативные акты, наличие структурного подразделения, сопровождающего процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью); кадровое обеспечение; профориентационная работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью; доступность зданий и сооружений; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; адаптация образовательных программ и УМК, использование дистанционных образовательных технологий, комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение обучающихся.

В настоящее время все профессиональные образовательные организации Иркутской области имеют в штате сотрудников, прошедших специальное обучение по вопросам профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработки адаптированных образовательных программ СПО и профессионального обучения (приложение 1). Вместе с тем, в штатном расписании образовательных организаций отсутствуют рекомендованные законодательством (ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  ст. 79; Приказ Министерства образования и науки РФ № 464 от 14 июня 2013 года; Письмо Минобразования и науки РФ от 18 марта 2014 года №06-281) позиции тьютора, тифлопедагога, сурдопереводчика.  Исключение составляет ГБПОУ ИО ИРКПО (имеется должность тьютора); ГБПОУ ИО ИТАС (имеются сурдопереводчики).

Одной из приоритетных задач развития инклюзии и повышения доступности образовательных услуг является материально-техническое обеспечение образовательного процесса, повышение доступности зданий и сооружений образовательных организаций. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ №1309 от 09.11.2015 года, образовательные организации разрабатывают и утверждают паспорт доступности объектов и услуг, в том числе – разрабатывают план повышения доступности объекта социальной инфраструктуры (образовательной организации). В настоящее время, около 60% профессиональных образовательных организаций Иркутской области опубликовали на официальных сайтах паспорта доступности. Вместе с тем, в большинстве случаев, паспорт является заполненным некорректно или частично, что вызывает необходимость проведения вебинаров, семинаров и практикумов по данной теме. Частично или условно доступными объектами в настоящее время являются: ГБПОУ ИО «Иркутский колледж экономики сервиса и туризма», ГБПОУ ИО «Региональный колледж педагогического образования», ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический коллеж», ГБПОУ ИО «Иркутский энергетический колледж», ГБПОУ ИО «Иркутский аграрный техникум», ГБПОУ ИО «Химикотехнологический техникум г. Саянск». Полностью доступные объекты среди профессиональных образовательных организаций Иркутской области в настоящее время отсутствуют. На карте доступности (http://www.kartadostupnosti.ru/) из профессиональных образовательных организаций присутствует ГБПОУ ИО «Иркутский колледж экономики сервиса и туризма».

Другой приоритетной задачей развития инклюзии является трудоустройство выпускников-инвалидов, в связи с чем возникает необходимость обобщения передового опыта по вопросам  трудоустройства и профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также осуществление других мероприятий, направленных на повышение имиджа профессионала с инвалидностью. Одним из наиболее значимых мероприятий в этом направлении является проведение регионального чемпионата конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Проведение чемпионата будет способствовать повышению профессионального мастерства участников, совершенствованию системы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, повышению процента трудоустройства выпускников с инвалидностью, а также развитию профессиональной инклюзии обучающихся в целом.