Размер шрифта: Цвета:

Данные по анкетированию

В сентябре-октябре 2019 года было проведено анкетирование студентов учреждений среднего профессионального образования, в котором приняли участие 14 регионов. Цель анкетирования – выявление осведомленности студентов о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением ресурсов НСК.

Задачи анкетирования:

  • сбор статистических данных об осведомленности молодежи о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением инструментов НСК;
  • анализ динамики осведомленности молодежи о содержании трудовых функций профессиональной деятельности по осваиваемой профессии; возможностях трудоустройства; траекториях профессионального и карьерного развития, в том числе с применением инструментов НСК;
  • подготовка предложений по организации работы с молодежью по формированию и развитию их карьерных устремлений с использованием наиболее эффективных методов.

Анкетирование было анонимным и проходило в онлайн-режиме. Студентам предлагалось ответить на 20 вопросов, из которых 13 – с вариантами ответов и 7 – с открытой формой ответов, позволяющей студентам дать развернутый ответ. Всего в опросе приняло участие 6646 респондентов из 14 регионов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край, Белгородская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Курская область, Челябинская область, Забайкальский край.

Проведенный анализ результатов анкетирования показал, что из 6646 студентов, принявших участие в опросе, 5748 (86,5%) верно указали наименование профессии/специальности, по которой обучаются в образовательном учреждении, 897 (13,5%) – не смогли правильно указать название профессии/специальности.

Подавляющее большинство опрошенных студентов – 4778 (71,90%) указали квалификацию, которая будет присвоена по завершении обучения верно. 1535 (23,10%) – квалификацию указали не верно, 66 (4,99%) – не смогли ответить на вопрос. Но только 43,2 % респондента смогли перечислить те функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте после завершения обучения.Это свидетельствует о том, что только половина студентов имеет качественное представление о предстоящей профессиональной деятельности. Так, респонденты, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» на вопрос «Какие основные трудовые функции Вы сможете выполнять на рабочем месте по завершении обучения?» дали ответы, формулировка которых в значительной степени отличалась от наименований трудовых функций повара четвертого уровня квалификации «Подготовка инвентаря, оборудования и рабочего места повара к работе», «Приготовление, оформление и презентация блюд, напитков и кулинарных изделий». Примеры ответов студентов: «Варить. Печь. Готовить сладости и т.д. Печь хлеб и делать макароны. Готовить. Готовить на кухне. Работать в ресторане. Приготовление блюд. Приготовление блюд, напитков, шоколадных изделий. Готовить еду»).



4413 (66%) опрошенных верно определили, что профессиональный стандарт – это документ, раскрывающий цель вида профессиональной деятельности, выполняемые трудовые функции, требования к необходимому образованию, опыту практической работы, знаниям и умениям, 1954 (29%) – ответили на данный вопрос не верно и 279 (4,21%) затруднились дать ответ.

Значительное количество студентов знает, что такое «центр оценки квалификаций» – 4272 (64,28%) респондентов верно отметили, что это организация, которая в соответствии с законодательством проводит независимые профессиональные экзамены. 2092 (31,48%) из общего числа опрошенных ответили не верно, 282 (4,24%) затруднились дать ответ.

3942 (59,32%) опрошенных верно отметили, что независимая оценка квалификации – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или иным квалификационным требованиям. 2344 (35,27%) человека дали не верные ответы, 357 (5,38%) не смогли дать ответ на этот вопрос.

Подавляющее число респондентов 54,05% в качестве источника информации отметили преподавательский состав своих образовательных учреждений. 15,75% опрошенных узнали информацию, которая помогала отвечать на вопросы, во время прохождения практики, 9,43% нашли информацию в Интернете, 9,13% указали родителей, 6,37% опрошенных обозначили профессиональный стандарт как источник информации и 5,27% ссылаются на иные источники.

Большая часть студентов владеет информацией об особых условиях допуска к работе. В качестве особых условий допуска к работе по профессии/ специальности 3460 (52,07%) участников опроса отметили медицинские противопоказания, 1847 (27,80%) не смогли ответить на вопрос в силу неосведомленности, 561 (8,45%) выделили соблюдение требований к безопасности труда, 360 (5,43%) отметили наличие справки об отсутствии судимости, 162 (2,45%) – наличие группы допуска, 129 (1,94%) – документ о квалификации, 96 (1,44%) – возрастной ценз (не моложе 18 лет).

Ведущими отраслями на предприятия которых студенты готовы трудоустроиться были названы: 382 (5,75%) – машиностроение, 370 (5,57%) – строительство, 367 (5,52%) – транспорт, 349 (5,26%) – ЖКХ, 304 (4,53%) - сфера услуг, 288 (4,34%) – пищевая промышленность, 283 (4,26%) - электроэнергетика, 226 (3,40%) – образование, 224 (3,37%) – информационные технологии, 220 (3,35%) – добывающая промышленность, 216 (3,25%) - сельское хозяйство, 197 (2,97%) – легкая промышленность, 177 (2,66%) – металлургия, металлообработка. Планируют открыть собственное дело 8% респондентов.

Как источники от которых получили информацию студенты вновь выделяет преподавателей – 3389 человек, что составляет 51,66% от общего числа опрошенных, 1261 (18,67%) получили информацию во время прохождения практики, 813 (12,24%) – от родителей, 742 (7,42%) – через Интернет, 541 (5,41%) – называют другие источники, 286 (4,30%) – из профессионального стандарта.

Как показывают данные анкетирования студенты осведомлены о возможных местах трудоустройства, уровне заработной платы для начинающего рабочего/специалиста. Например, 3300 (49,65%) студентов определили размер реальной заработной платы начинающего специалиста в диапазоне от 18 до 30 тысяч рублей, 1842 (18,42%) – в диапазоне до 17 тысяч рублей, 1126 (16,94%) – 31-50 тысяч рублей, 451 (6,79%) – 51-100 тысяч рублей, 297 (4,48%) – более 100 тысяч рублей и 247 (3,72%) опрошенных затруднились дать ответ.

Источником информации о размере заработной платы студенты вновь называют преподавателей 1988 (29,92%), 1369 человек (20,60%) отмечают, что «сами знают», 963 человека (14,49%) нашли информацию на сайтах вакансий, 765 студентов (11,51%) узнали о размере зарплаты от наставников на производственной практике, 704 человека (10,60%) – от родителей, 811 (8,11%) – от работодателей и 208 респондентов (3,13%) получили информацию от сотрудников центров занятости.

Исследование показало, что молодые люди мало информированы о возможностях профессионального и карьерного развития, слабо ориентируются в требованиях работодателей, не всегда могут четко перечислить основные функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте. К сожалению, в образовательных организациях пока не сложилась системная работа по ознакомлению студентов с инструментами Национальной системы квалификаций и их использованию в проектировании профессионального развития.