Размер шрифта: Цвета:

Итоги работы экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС: опыт и перспективы развития

9 декабря 2020

4 декабря прошла Региональная научно-практическая конференция «Итоги работы экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС: опыт и перспективы развития». Организатором конференции выступил Региональный институт кадровой политики при поддержке ФИРО РАНХиГС.

В конференции приняли участие более 95 представителей организаций среднего, общего и дополнительного образования Иркутской области. Работа конференции проходила по 4 направлениям экспериментальной деятельности:

Площадка №1 - Цифровая дидактика профессионального образования и обучения;

Площадка №2 - Развитие системы практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании;

Площадка №3 - Профессиональные стандарты как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы среднего профессионального образования;

Площадка №4 - Разработка и реализация комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области.

Открыл конференцию заместитель министра образования Иркутской области Артем Николаевич Якубовский. В своём обращении Артем Николаевич отметил значение экспериментальной деятельности для образовательных организаций и акцентировал внимание на том, что качественная и планомерная работа над экспериментом способствует совершенствованию педагогического, учебно-методического, организационного, правового и кадрового обеспечения системы образования. 

С приветственным словом к участникам конференции обратились:  Владимир Игоревич Блинов, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС доктор педагогических наук, профессор и Ольга Геннадьевна Кондратьева, заместитель директора по НМиИД РИКП, доктор педагогических наук, доцент.

 

Площадка №1 «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения»

Экспериментальная деятельность по этому направлению ведется под руководством научного руководителя Сергеева Игоря Станиславовича, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС доктора педагогических наук.

Задачи эксперимента заключались не только в реализации электронного обучения и разработке онлайн-курсов для системы СПО, но и разрешение комплекса сопряженных проблем цифровой дидактики профессионального образования. В их числе: использование игровых средств, командных и проектных форматов работы в цифровом образовательном процессе; формирование единой цифровой среды колледжа и работодателя, построение мотивирующей модели обучения, цифровой системы оценки уровня знаний и умений обучающихся.

Результатами такой работы уже стали, методически проработанные ответы на многие проблемные вопросы. Несомненно, что система мероприятий, реализованных в 2019 начале 2020 гг. (разработка локальной нормативно-правовой и методической базы онлайн-обучения, формирование комплекса электронных образовательных ресурсов и подбор соответствующих цифровых средств, комплексная подготовка педагогов к образовательной деятельности в образовательном процессе онлайн) позволила  максимально быстро и эффективно задействовать ресурсы дистанционного обучения в период самоизоляции, начиная с марта-апреля 2020 г. 

Модераторами площадки были: Карелина Надежа Анфиногентовна, заведующая кафедрой профессионального образования РИКП и Кудрявцева Марина Анатольевна, старший методист ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум». (презентация)

Результаты экспериментальной работы  представили:

  1. Старший методист ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум» Безносова Ольга Юрьевна. Спикер представил информационно- аналитическую систему «ИркАТ», которая автоматизирует процесс управления техникума. (презентация)
  2. Заместитель директора по ИТК ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» Марков Владимир Владимирович. Представлен опыт размещения информационных ресурсов и поэтапного внедрения технологий электронного обучения. (презентация)
  3. Заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум» Арциховская Анна Анатольевна. Представлен опыт внедрения цифровой платформы ЦОПП, которая обеспечивает доступность для граждан всех видов образовательных ресурсов для реализации программ подготовки по приоритетным направлениям в Иркутской области. (презентация)
  4. Заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» Носырева Надежда Викторовна, она представила опыт работы колледжа по разработке  и апробации ЭОР учебно-методического комплекса по дисциплине «Информационные технологии» для платформы «Мобильное электронное образование». (презентация)
  5. Преподаватель ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса» Полякова Екатерина Эдуардовна. Спикер представил опыт разработки, апробации и применения в образовательном процессе техникума электронных образовательных ресурсов игрового типа - геймификация образовательного процесса. (презентация)
  6. Заместитель директора по УР ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно – экономический техникум» Петрова Наталья Владимировна и преподаватель техникума Савеличева Ольга Владимировна представили опыт организации методической деятельности по сопровождению работы инновационной площадки «Организация командного взаимодействия участников образовательного процесса СПО в условиях его цифровизации». (презентация)

Руководитель площадок Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.п.н. подвел итоги работы экспериментальной деятельности профессиональных образовательных организаций и сформулировал задачи по внедрению цифровой дидактики в профессиональное образование и обучение в 2021 году. 

Площадка №2 «Развитие системы практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании»

В 2020 году экспериментальная площадка завершает свою работу. Модератор площадки Дошина Елена Владимировна, руководитель центра приоритетных проектов и систем квалификаций РИКП в своем выступлении напомнила цель и задачи экспериментальной деятельности, научную значимость и общие достижения площадок. (презентация)

С результатами экспериментальной работы  выступили:

  1. Решетникова Елена Юрьевна, методист ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства», Степовой Олег Геннадьевич, заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам ООО «ТМХ-Сервис» филиал «Восточно-Сибирский» СЛД «Иркутское», Каташев Павел Николаевич, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо «Иркутское». Команда участников проекта представила основные подходы взаимодействия техникума и базовых предприятий  в реализации дуального обучения; модель наставничества, реализуемую при организации практической подготовки обучающихся; итоги работы эксперимента; обозначили преимущества сетевого взаимодействия экспериментальной деятельности (презентация). Фрагмент онлайн урока ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/pcBXtVahgp8xP9D3A9QZZYYg
  2. Заместитель директора по УПР ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» Бекетова Оксана Викторовна, представила результаты трехлетней работы над экспериментом. В их числе: разработка функциональных карт, введение новых учебных дисциплин по запросам работодателей, увеличение практикоориентированности профессиональных модулей, увеличение числа преподавателей и мастеров ПО, работающих на предприятиях ЖД транспорта, увеличение сохранности контингента (с 84% до 98%), отработка механизма наставничества на ЖД предприятиях (ТЧЭ-3 и «ЛокоТех – Сервис), разработка и внедрение модели сопровождения профессионального самоопределения разных категорий граждан муниципального образования город Зима на 2019-2024 годы. (презентация)
  3. Заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ ИО «Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта» Бутене Елена Ивановна и ведущий специалист по управлению персоналом производственного участка Нижнеудинской Восточно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Новикова Ольга Владимировна представили опыт совместной работы с предприятиями  по внедрению в образовательный процесс элементов дуального обучения. В результате такого взаимодействия: разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие совместную деятельность техникума и предприятий; организован и проведен мониторинг суждений работодателей о наличии у выпускников техникума необходимых профессиональных и личностных качеств; актуализированы образовательные программы по профессиям и специальностям СПО с участием работодателей; проведена работа по оснащению материально-технической базы техникума необходимым оборудованием и материалами. Спикеры представили также результат совместной работы с представителями предприятий по итогам участия студентов техникума в региональных чемпионатах Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) Иркутской области по компетенции «Управление локомотивом». (презентация)

Руководитель экспериментальных площадок Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.п.н. подвела итог эксперимента, обозначила перспективы развития.

Площадка №3 «Профессиональные стандарты как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы среднего профессионального образования»

Модератор площадки Трускавецкая Валентина Александровна, директор ГБУ ДПО Иркутский областной учебно-методический центр культуры и искусства «Байкал», кандидат исторических наук. В 2020 году экспериментальная площадка завершает свою работу. Валентина Александровна представила итоги работы экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по внедрению профессиональных стандартов  образовательными организациями. (презентация)

С результатами экспериментальной работы выступили:

  1. Заместитель директора по УМР ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий» Белоусова Ольга Николаевна. Представлен процесс разработки модели ДПО, ориентированный на обеспечение региональной системы СПО в квалифицированных педагогических кадрах   по направлениям 08.00.00 Техника и технология строительства и 09.00.00 Информатика и вычислительная техника с применением механизмов эксперимента. (презентация)
  2. Заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Щеблякова Елена Николаевна. Представлен опыт внедрения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», в части реализации трудовой функции «Тьюторское сопровождение обучающихся». (презентация)
  3. Заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Иркутский технологический колледж» Прохоренко Светлана Михайловна, она представила опыт разработки и внедрения инструментария для осуществления педагогами самооценки уровня владения трудовыми функциями, предусмотренными профессиональным стандартом в  онлайн-сервисе WebAnketa (презентация
  4. Заместитель директора по УМР ГАПОУ «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» Никульшеева Валентина Францевна. Представлена модель развития кадрового потенциала педагогов колледжа как результат применения профессиональных стандартов в управлении персоналом образовательной организации. (презентация)
  5. Заместитель директора по УР ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж» Мащенко Оксана Николаевна. Представлен опыт создания личностного, индивидуального, методического пространства (ОЛИМП), способствующее формированию, развитию и поддержки в актуальном состоянии  профессиональных компетенций преподавателей. (презентация)
  6. Методист филиала ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» в п. Улькан Баженова Ирина Викторовна. Представлен опыт внедрения в деятельность филиала колледжа профессионального стандарта по должности «Мастер производственного обучения. (презентация)
  7. Заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства» Кузнецова Елена Николаевна. Спикером представлен корпоративный опыт внедрения профессиональных стандартов в ПОО. (презентация)
  8. Заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта» Князева Лика Петровна и преподаватель техникума Ковалишина Наталья Юрьевна. Спикеры представили опыт разработки и внедрения программы развития педагогических кадров техникума в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и практику по актуализации содержания рабочей программы «Охрана труда» по профессии 23.01.09 Машинист локомотива с учетом профессионального стандарта. (презентация)

Руководитель экспериментальных площадок Сатдыков Айрат Илдарович, зам. директора научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС подвел итоги работы профессиональных образовательных организаций и определил возможности применения разработанных моделей и подходов в развитии кадрового потенциала организации. 

Площадка №4 «Разработка и реализация комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области»

Модераторами площадки были  Ирина Алексеевна Титова, заведующая лабораторией развития форм профессиональной ориентации и самоопределения РИКП и Жанна Петровна Черкасова, заместитель директора по УВР ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж».

В 2020 году экспериментальная площадка завершает свою работу. Ирина Алексеевна представила итоги работы экспериментальных площадок по разработке и реализации комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области. (презентация)

Участие в экспериментальной деятельности приняли:

  1. ГБПОУ ИО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» (презентация)
  2. ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж» (презентация)
  3. ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж» (презентация)
  4. МКОУ СОШ села Верхний Булай 
  5. МБДОУ № 103 г. Ангарска (презентация)

Направления деятельности, которые осуществляли экспериментальные площадки:

  • Разработка механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций Иркутской области с общеобразовательными организациями, предприятиями-партнерами, включая обновление учебных планов, разработку рабочих программ и других нормативных и методических материалов, в целях реализации профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области;
  • Выявление условий реализации комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области;
  • Разработка и внедрение системы оценивания результативности комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области (технология, критерии, показатели оценивания);
  • Разработка и внедрение системы профессионального развития педагогических работников профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций с учетом требований профессиональных стандартов. 

Разработанный пакет комплекса сетевых образовательных программ для детей и молодежи, методические материалы могут быть тиражированы для использования в других субъектах Российской Федерации.

Разработанны методические ресурсы по итогам эксперимента:

Карта ресурсов «Профессиональное самоопределение» бпк.образование38.рф/bibliogra7/oge5/

Мини-пробы в дистанционном формате:

«Веселая разминка» https://youtu.be/nwG_WMJwWM4 

«Плавающая медуза» https://youtu.be/sO_4_eQZqQQ 

«Настольный театр своими руками» https://youtu.be/t5jaoAV5uKo 

«Игрушка своими руками» https://youtu.be/n-EZlEVWS-Y

«Сувенир-открытка «рубашка» https://youtu.be/cGZZdFBlp_w

Руководитель экспериментальной площадки Сергеев Игорь Станиславович, подвел итоги работы экспериментальной деятельности профессиональных образовательных организаций и определил возможности развития данного направления на межрегиональном уровне. (презентация)